Translate


     Морозова Татьяна Евгеньевна

           Кандидат искусствоведения, музыкант и музыковед

Морозова Татьяна

Татьяна Евгеньевна Морозова – ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения, специалист в области традиционной музыкальной культуры Индии и сопредельных стран, автор ряда монографий и статей по данной проблематике.

Татьяна Морозова лично знала известного ситариста Рави Шанкара, перевела на русский язык его книгу "Моя музыка, моя жизнь". Она более 16 лет прожила в Индии и Непале и обучалась индийской классической музыке у лучших ее представителей – устада Хафиза Ахмед Кхана и Рави Шанкара.

 Индии существует 72 основных классических раги и несколько тысяч вариаций, и традиция предписывает каждому времени года и времени суток свою рагу. Это санскритское слово буквально означает "страсть, цвет и привязанность", нечто, что способно "окрасить сердца людей". Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи.

Рага - центральное понятие индийской классической музыки. Главным объектом исследования Татьяны является уходящая корнями в глубокую древность (II тыс. до н.э.) музыка, основанная на раге (так называемый рагсангит), и сам феномен раги, имеющий многочисленные толкования и фундаментальное значение для индийской музыкальной классики. Татьяна исследует реалии индийской музыки в контексте самой индийской культуры: философии, театра, поэзии. Последнее особенно наглядно видно на примере фундаментального понятия расы (эстетического переживания, ставшего ядром раги) – менее всего разработанного в науке на музыкальном материале.

 

 
Поиск