Translate


 Войцехович Вячеслав Эмерикович

доктор философских наук, профессор

  Войцехович Вячеслав Эмерикович

 Вячеслав Эмерикович - профессор Тверского госуниверситета, руководитель Комиссии по религиозным вопросам при администрации Тверской области, председатель Тверского филиала Российского Философского общества, президент Клуба инновационного развития (Тверской филиал).
 
Проблема понимания Единого Знания

Что такое Единое Знание

Я исхожу из представления или гипотезы о том, что все виды мифологии, все науки, искусство, религии, философии в принципе можно вывести из единого источника.  Об этом прямо заявляют многие признанные авторы. «Все едино», «Как наверху, так и внизу», «Тождество субъекта и объекта» и т.п. Все эти утверждения являются основополагающими в наиболее признанных учениях в эзотеризме, теологии, философии, других видах мировоззрения.
Единое Знание - это мыслеформа, или представление, или информация, которая 1) является адекватной моделью реальности в целом, 2) интегрирует известные знания в систему и 3) доступна человеку.
Свойства Единого Знания (в традиционных для философии онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах):
1. Абсолютность (через Единое Знание себя проявляет Абсолют).
2. Вечность и бесконечность (оно вне пространства и времени, даже вне форм, что выражено в скрытой форме ЕЗ = 8, или точнее ∞).
3. Светлость (Единое Знание прямо связано с Абсолютом как метафизическим Светом. Термин cultr-ur означает поклонение Свету. В этом утерянный, скрытый смысл всей человеческой деятельности. Обладание даже частью Единое Знание осветляет человека, делает его духовным донором, способствует его личному здоровью и здоровью близких - духовному, душевному, физическому).
4. Творческость (Единое Знание усиливает способность творить и даже творить творение, создавать новые формы творения).
5. Любовность (Единое Знание открывает стремление всего к соединению, слиянию в Едином, Творце, Боге, Аллахе, неназываемом Дао, Сияющей пустоте буддистов и т.п.).
6. Парадоксальность (Единое Знание, представляемое на логическом уровне, есть набор внутренне противоречивых и взаимоисключающих высказываний, поскольку традиционная двузначная логика слишком груба для его выражения).
7. Аттракторность (также как эволюция любых видов жизни ведет только к Единому, так и эволюция человека ведет только к Единому как идеалу, как вечной цели, а один из благоприятных путей эволюции - через любовь к Единое Знание).

Языки Единого Знания

Под языком будем понимать ментальную форму выражения информации, необходимой субъекту для моделирования фрагмента реальности и выживания в нем. Это естественные, обыденные языки - русский, пупуасский, и искусственные - математические, информационные, виртуальные, научные, также художественные, жестов, запахов, цветов и т.д. Хотя по мнению Пифагора, Галилея, вероятно, математику, философию, теологию можно назвать некоторыми высшими языками, даже более естественными, чем обыденные языки. Вспомните, по Галилею, природа говорит языком геометрии. Границ между естественными и искусственными языками нет, всегда можно соединить, интрепретировать 2 разнородных языка через третий. Например, язык жестов и язык психоанализа, или язык русского мата и язык молитвы, или язык театра Станиславского и язык геоинформационных систем, или язык запахов и язык философии Платона.
Позволю себе не согласиться с великим немецким философом. Бытие есть не только вне языка, но даже вне информации, вне мира форм, в т.с. «бесформенном мире, где все слито, неразличимо, но существует».
Даже сегодня известны тенденции в религии, искусстве, науке, которые говорят о возможности миров без форм. Так в православии с 4-го века культивируется, признается исихия, безмолвная молитва, при которой человек не произносит слов (даже мысленно), но достигается синергия - высшая степень слияния с Богом, доступная человеку. Монахи, овладевшие безмолвием, почитаются особо, и это справедливо. В логике и математике в 20 веке возникли весьма абстрактные исчисления без элементов (λ-исчисление Черча, также теория категорий, являющаяся основанием всей современной математики). Это как бы чистые формы, без элементов, без актуального содержания (но с предельно богатым потенциальным содержанием). Эти научные теории - шаги на пути к миру без форм.
Отделить учение и специфическую часть языка иногда очень трудно, т.к. содержание мысли и его форма слиты воедино, и нигде более не встречается данная языковая форма.
Учения, претендующие на выражение Единого Знания, появлялись у многих народов и излагались на обыденном, или естественном языке. Уже отсюда противоречия в понимании данного учения представителям другой культуры. Например, многим европейцам трудно понять даосизм, т.к. главный его принцип - принцип естественности и особенно его следствие - принцип «Вэй увэй» («Действуй недеянием») прямо противоречат западному менталитету. На Востоке (в культурном смысле) созерцание более ценно, чем действие. На Западе наоборот.
Аналогично деятелям искусства и создателям соответствующих мировоззренческих учений трудно объяснить ученым, что значит «слияние субъекта и объекта», т.к. с 16 столетия в европейском менталитете господствует идеал объективной истины, т.е. бессубъектного, как бы бесчеловечного знания. Предполагается, что личность может вносить индивидуальную ложь в наблюдение объекта и его теоретическую модель.

Противоречия в понимании Единого Знания. Индивидуальный и коммуникационный аспекты

Личное понимание того или иного учения для неподготовленного человека - всегда тяжелая работа, поскольку она предполагает содружественное или даже любовное отношение к учению. Если человек не имеет стремления к сближению с новым знанием, возникает преграда, непонимание. Она порождает ощущение «НЕТ», которое перерастает в отрицание данного варианта Единое Знание. Логическая связка ОТРИЦАНИЕ имеет особое мировоззренческое значение. Она работает только на нижних, самых «плотных» уровнях бытия, там, где есть тень, где есть противоположности. Но уже на уровне мира идей (как обобщения учения Платона) отрицание отсутствует. Все идеи существуют. Аналогично выражался Лейбниц: «Существует все, что непротиворечиво». От него и идет теория всех возможных миров.
Опытные преподаватели говорят студентам: «Если некое знание не дается, полюбите его, и оно Вам откроется». Аналогичные свойства имеет любовное отношение между мужчиной и женщиной. В настоящей любви нет барьеров, поэтому все лучшее создается на основе любви. Об этом прекрасно писал еще апостол Павел.
Любовь проявляется и в материальном мире. На Руси, до 20 столетия все лучшее (выдающиеся архитектурные сооружения, усадьбы, мосты, открытия) было сделано на основе дружбы и любви.
Заметно при обучении, что ученик с более богатой душой легче осваивает новое знание, чем бедно- или мало-душный. Возможно, это связано с числом инкарнаций, которые пережил человек, и качеством предыдущих жизней.
Отсюда учение о неявном знании, которое развил в 20-м веке ученый и философ М. Полани. Его разработки широко используются в философии и психологии науки.
Главное средство к взаимопониманию и приближению к Единому Знанию - любовь. Но любовь, понимаемая в высшем, духовном смысле, так, как ее понимали Гераклит, Гегель, В. Соловьев. Например, Гегель в «Философии религии» писал о любви как стремлении к тождеству. Вероятно, это значит, что любовь - стремление к внутреннему единству, полному слиянию Я и ТЫ, мужчины и женщины, матери и ребенка, святого и всего творения Божия, всей вселенной.

Классификации языков Единого Знания

Во-первых, об основаниях языков Единого Знания. Наиболее общее основание для языков Единого Знания дает телесная структура человека, записанная в генетическом фонде человечества (геном как единая формула, выражающая телесное устройство человека). Это 25 тысяч генов.
Вероятно, скоро будет открыта и аналогичная, но гораздо более сложная психическая структура человека (психогеном). Прежде всего с помощью психики мы и получаем знание.
Эти 2 структуры дадут возможность построения внеличностного, объективного основания для Единого Знания. Тогда мы сможем установить особенности эволюции homo sapiens как движения к Свету через овладение Единого Знания. У других существ, особенно не относящихся к семейству Света, это может идти иначе.
Какие можно выделить языки (классы языков) Единого Знания?
Исторически это мифологические, затем религиозные, наконец, философские. Отдельно и параллельно, иногда пересекаясь с перечисленными стоят языки эзотерических учений, в которых много общего и с религией, и с философией, и даже с искусством, наукой, инженерией.
Начиная с 6 - 3 вв. до Р.Х., когда на Западе, в Древней Греции появляется, развивается и дифференцируется наука, возникает проблема синтеза знаний. Отсюда и попытки воссоздания Единого Знания, каким оно было ранее, до эры разделения.
Сначала в философии, например, у Пифагора и через 3 столетия у Аристотеля. Затем в христианской теологии, например, у Фомы Аквинского. С 17 века вновь появляются попытки воссоздать единую математику, соединить ее различные дисциплины единым языком, например, аналитической геометрии (Декарт), дифференциального и интегрального исчисления (Лейбниц, Ньютон). Продолжаются попытки в 19 и 20 веках у математиков (теория множеств - Кантор, теория категорий - Маклейн, Эйленберг), у физиков - теория общего поля, поиски структуры единой научной теории (Кулаков).
Параллельно развиваются попытки формулирования принципов Единого Знания в философии (Лейбниц, Гегель, Шеллинг, Тейяр де Шарден, Федоров, Соловьев, русские космисты, Вернадский), также в католицизме (в Папской академии наук), в эзотеризме (Блаватская, Гурджиев, Рерихи).
С конца 20 в. вновь активизируются попытки преодолеть тупик в развитии человечества с помощью программы Единого Знания.
В науке. Нелинейная наука, называемая в России синергетикой, теорией самоорганизации, дает возможность сблизить естественные науки с гуманитарными, а в более дальней перспективе даже науку с мифологией и религией. В этом же направлении действуют антропный принцип, универсальный эволюционизм, виртуалистика. Единый базис взаимопонимания всем им предоставляет философия.
Наиболее простой путь (модель) эволюции человечества к Единому Знанию дает философский анализ религий, компаративистика (сравнительный анализ религий). Мировых религий 3 - буддизм, христианство, ислам. Между ними по 6 столетий. Если руководствоваться идеей любви, искать общее между ними, то внутренне, по основаниям близки христианство и ислам. У них общий исторический и культурный источник - иудаизм. Одни и те же персонажи повторяются в священных текстах. Общий праотец - Авраам (Абрам, Ибрагим). Поэтому эти 3 религии называют аврамистскими. Для христианства и ислама общая идея - «Все от Бога», внося в термин «Бог» и христианский, и исламский смысл.
Различия сохраняются в сущности лишь на уровне 1) ощущений, поскольку они зависят от воспитания личности (в науке аналогичную ситуацию комментируют так: «Каждый факт теоретически нагружен»), 2) традиций - исторически преходящих культурных форм.
Поднимаясь выше по уровню общности знания, мы приходим к идее бесконечности Бога-Аллаха, к невозможности выразить бесконечное могущество Высшего начала. Признание этой простой идеи ведет к очень важной процедуре молчания, которая есть во всех религиозных практиках. Она открывает путь к признанию бесформенности, т.е. Бог сотворил и такой мир (уровень бытия), в котором нечто есть, но оно еще не обрело формы. Сущее обретает форму, опускаясь в более плотные слои бытия.
Например, в греческой мифологии есть божество Протей, которое могло принимать любую форму и тем обманывать людей (но не богов).
Аналогично в философии математики появились представления о том, что эта наука - «теория всех возможных форм» (Колмогоров) или аналогично: «математика подобна Протею и способна принимать любые формы» (Маклейн, создатель теории категорий). Протей сам по себе актуально пуст, а потенциально максимально полон. Полон возможным содержанием.
Отсюда идея «невыразимости начала». В иудаистской теологии это выражают словом «Б-г», подчеркивая условность, метафоричность такого обозначения. На уровне невыразимого христианство, ислам, иудаизм сливаются. Это одно.
Но с такой трактовкой начала всего сущего согласятся также буддисты и даосисты (если даосизм причислить к религии). У первых о начале или принято молчать, или метафорически говорить «Сияющая пустота». У Лао Цзы и его последователей, даосистов это «темное, или неназываемое Дао». Назвать его - значит очеловечить, исказить. В квантовой теории существует аналогичная ситуация, выражаемая принципом неопределенности Гейзенберга.
Здесь может возникнуть возражение. Мол, когда мы обобщаем, мы абстрагируемся от конкретных особенностей и получаем пустое понятие. Это и так, и не так. Если мы обобщаем, оставаясь неизменными, то получаем действительно пустое понятие. Но если мы сами эволюционируем в процессе познания, то понятия "плывут" вместе с эволюцией субъекта (носителя знаний), и тогда мы получаем все более сложные, богатые понятия.
Так происходило в развитии математики. Арифметика, геометрия, алгебра проэволюционировали до теории множеств, в 20-м столетии до наиболее общего основания математики - теории категорий. Последняя - уже как бы набор пустых форм, но пустых в смысле конкретного содержания, но не сложности. Актуально пусты, потенциально - максимально полны.
Тот ученый, теолог, философ, кто вышел на уровень мира без форм, способен проектировать самые разнообразные религии, искусства, науки, политики, магии-инженерии, философские учения...
Мир без форм, или потенциально, виртуально полный мир - и есть мыслеформа, выражающая Единое Знание.
В физике ее аналог - вакуум. В математике, метафорически выражаясь, - и пустое множество, или пустая категория (пустая в положительном смысле, т.е. максимально полная), и множество всех множеств (категория всех категорий).
Отсюда кстати следует, что максимальной потенциальной энергией-информацией обладает вакуум, а максимально информативна пустая категория. Это аналог метафизического Света. Он открывается в молчании (или безмолвии).
Сходным образом рассуждая, можно прийти к образу науки, соединяющей естествознание с гуманознанием и даже искусством. Маркс считал, что наука идет к психофизике. Сегодня, через 150 лет эта мысль уже тривиальность.
Таким образом, основной путь движения к Единому Знанию - это восхождение по ступенькам метаязыков. Язык уровня n описывается и объясняется языком уровня (n+1), или метаязыком уровня (n+1). Метаязык выступает в роли субъекта по отношению к объектному языку.
Рассмотрим в качестве примера восхождение религиозного мышления (христианского) к уровню Единого Знания, подразумевая под восхождением переход от ступеньки n (начиная с n=1) к ступеньке (n+1). В качестве примеров известных ученых-христиан назовем Ньютона, Лейбница, Эйлера, Кантора. Им эти рассуждения были бы понятны.
0-й уровень (объектный язык, или 0-язык). Ключевые термины: этот стул, этот стол..., моя мама, мой папа, Маша, Сережа ..., эта сосна... Это сенсуально-эмпирический язык.
1-й уровень (или 1-язык). Ключевые термины: вещь вообще, свойство, отношение, время, пространство, движение, человек вообще... Это теоретический язык, объясняющий сенсуальный язык.
2-й уровень, или 2-язык (метаязык по отношению к 1-языку). Ключевые термины: множество вещей (или класс всех вещей), множество отношений между вещами, мир как множество. Это метатеоретический язык, объясняющий 1-язык.
3-й уровень (3-язык). Ключевые термины: множество всех множеств, Бог (как единство Отца и Сына, и Святаго Духа, создатель всех вещей и людей) и т.п.
Таким образом, уже 3-язык - трудно назвать языком вообще. На 3-м уровне мы выходим за пределы логики. Идут сплошные антиномии и парадоксы.
Но мысль работает. Философское мышление объясняет предыдущие уровни. Действуют аналогии, метафоры, интерпретации, рефлексия, интроспекция, даже внутренний духовный опыт. Уровень открывается человеку, преодолевающему отрицание, понимающему духовную Любовь.

Итоги

Единое Знание существует. Для его понимания человек, человечество должно изменяться само, эволюционировать, поднимаясь по ступенькам метаязыков, руководствуясь любовью, стремлением к всеобщему слиянию. Эволюционировать - значит сбрасывать плотные, темные оболочки, в которые облечен дух, и осваивать все более тонкие, прозрачные тела, восходя к Единому.

Приложение. Основные виды учений, выражающих Единое Знание

- Мифология;
- Религии: Брахманизм, Буддизм, Христианство, Ислам, Философии, Даосизм, Буддийская философия, Каббала, Платонизм, Аристотелизм, Христианское богословия (теология), Исламская теология;
- Эзотерические учения: Герметизм, Гностицизм, Нумерология, Современные варианты мистицизма;
- Интегральные учения: Адвайта, Универсология, Синтез Н-Ф-Р-И (науки, философии, религии, искусства);
- Необычные учения, соединяющие перечисленные виды учений о ЕЗ, а также тексты, производимые контактерами и ссылающиеся на внутренние источники информации (голоса, пришельцы, «ниоткуда» и т.п.)..

 
Поиск